Доставка
Оплата
Обратный звонок

Свернуть контакты

Флексография - царица упаковки

Главная » Статьи » Флексография - царица упаковки

Дизайнеры, в чьи задачи входит разработка упаковки, чаще всего отдают предпочтение флексографической печати, так как она позволяет работать с любыми материалами. А вот графические дизайнеры используют преимущественно офсетную печать. Важно отметить, что на эту технологию сегодня приходится бОльшая часть рынка коммерческой печати. Но в изготовлении упаковки для любого вида товара, будь то коробка под кукурузные хлопья, этикетка для бутылки вина или обертка для конфет, нет пока лучшего решения, чем флексопечать (флексография). В отличие от популярной офсетной технологии, данный вид печати имеет много тонкостей, которые необходимо знать профессионалу. Итак, что же представляет собой флексография?

Принципиальным нововведением, которое характеризует этот метод печати, является использование гибких или фотополимерных печатных форм. Это позволяет работать с различными поверхностями, которые не подходят для офсетной печати – например, с тонким пластиком, плотным картоном и т.д.

С развитием торгового бизнеса важность дизайна упаковки возросла стократ, что подтолкнуто производителей товаров широкого круга потребления к поиску нового печатного решения, позволяющего создавать оригинальную и яркую упаковку большими тиражами.

В конечном итоге это привело к созданию особой технологии печати. Если Вас заинтересует история флексографии, Вы можете ознакомиться с ней в одноименной статье.

Флексопечать - црица упаковки

Изначально (в 60-х и 70-х годах) флексография имела не очень хорошую репутацию и считалась технологией, пригодной для продукции невысокого качества, так как цвета ее были тусклыми и их приводка оставляла желать лучшего. Упаковка выглядела так, будто ее делали дети, нанося на нее рисунки резиновыми штампами. Конечно, качество флексопечати со временем значительно улучшилось, но многие дизайнеры до сих пор обходят стороной эту технологию, кроме случаев, когда она является единственным приемлемым способом для выполнения заказа. Когда основным критерием оценки печати выступает качество, флексография не всегда способна удовлетворить это требование. И хотя, как уже было сказано, современная флексопечать сильно отличается от той, что была пять или десять лет назад, многие дизайнеры, получающие основной опыт на базе офсетной технологии, просто незнакомы со всеми возможностями флексопечати. А ее возможности весьма широкие и даже впечатляющие. Например, печать растров с линиатурой 200 lpi.

Несмотря спорное качество и «темное» прошлое, флексография все же является наилучшим решением для изготовления многих видов упаковки. Поимо ее гибкости за счет использования флексоформ, еще одним ее весьма выгодным преимуществом является цена. Фотополимерные формы обходятся дешевле металлических (для глубокой печати), и это теще не все слагаемые ее дешевизны. Так как флексографические машины часто оснащаются технологиями для ламинирования, фальцовки, высечки и склейки, они являются более экономичным в сравнении с другими печатными машинами с раздельным технологическим процессом. Флексографское оборудование в стандартной комплектации может выполнять печать на листовом пластике, высекать в нем отверстия, складывать изделия в пакет и затем склеивать его. Все эти операции происходят за один технологический цикл.

При флексографии можно использовать формы различного размера, благодаря чему удается оптимизировать использование упаковочных материалов. А вот при работе с офсетными формами, у которых размеры фиксированные, часто остается достаточно много отходов. Еще одно преимущество флексопечати – это возможность использования красок на водной основе, а не на растительных маслах. Водные краски являются более экологичными и удобными при печати. Кроме того, производство упаковки для продуктов питания часто требует использования именно водяных красок, что в частности регламентируется правительственными предписаниями.

Особенности флексопечати

Итак, если Ваш выбор пал на флексографию, Вы должны предварительно ознакомиться с особенностями этой технологии. Случается и так, что дизайнер представляет весьма оригинальную и красивую работу, но при этом мало репродуцированную флексографским способом, а это вызывает дополнительные проблемы у печатников, так как файлы, принятые от дизайнера, нуждаются в существенной обработке. По существу проблема кроется в том, что многим «создателям» упаковки не хватает навыков и знаний в специфических особенностях флексографии.

Основные сложности при составлении макетов для флексопечати связаны с размером и растискиванием точки растра флексоформ. Так, офсетные формы или формы глубокой печати могут передавать однопроцентную точку, а при флексографии можно достичь только двухпроцентных точек, которые из-за растискивания становятся трехпроцентными. По этой причине во время печати рисунков может возникнуть немало проблем. Например, гарнитуры с засечками и мелкий шрифт расплываются и теряют четкость. Или фон «на роспуск» не получится плавно переходящим в белую бумагу. В этом случае плотность падает с 3 до 0 %. Наибольшее количество времени уходит на настройку правильной передачи в самых светлых областях при экспонировании полутонов.

Другое ограничение флексопечати, связанное с большим растискиванием, это отсутствие возможности использования стохастического растрирования, а следовательно, HiFi-цвета. Однако стоит отметить, что не уровень растискивания флексографии в разных типографиях сильно различается. Это вязано с тем, что в некоторых из них используют изношенное оборудование, в других же отсутствует надлежащий контроль за технологическим процессом. Таким образом, можно сделать вывод, что результат печати во многом зависит от квалификации печатника и качество оборудования, на котором он работает. Для того, чтобы избежать проблем в ходе подготовки заказов, рекомендуется изготовить тестовые образцы со средним и низким растискиванием точки растра. Тогда можно будет наглядно понять, как добиться наилучшего качества печати.

Другая ситуация, в которой также часто возникают проблемы - это приводка цветов. Из-за гибкостей носителей допускается гораздо больше отклонений, чем в офсетной печати. При приводке значение треппинга может достигать полутора миллиметров, правда в редких ситуациях. В обычных условиях это значение равно пятнадцати микронам, что больше в два раза, чем у офсета. Из-за такой нестабильности параметров, дизайнеру следует составлять задание значений треппинга для работников типографий. Если треппинг делается в файле, его, как правило, нужно будет отменять и делать все сначала.

В связи с тем, что флексопечать сложно контролировать, специалисты, разбирающиеся в допечатных процессах, стараются уменьшить вероятность возникновения проблем, путем ограничения круга используемого программного обеспечения. В работе стараются использовать наиболее проверенные ихз них - QuarkXPress, Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Поэтому для подобных заказов файлы PC могут типографией не приниматься.

Флексопечать - црица упаковки

Чтобы упростить треппинг и спуск полос для упаковки, разработано несколько надежных специализированных систем для допечатной подготовки макетов упаковки (например, компании Barco, Professional Computer Corp, Contex). Их используют на последнем этапе подготовки шаблона. В случаях, когда в заказ нужно внести изменения, а он уже запущен на одной из подобных систем, может потребоваться повторная обработка, а значит потребуются и дополнительные затраты.

В отличие от офсета или глубокой печати, флексографическая технология позволяет работать с наиболее грубыми растрами, чем глубокая печать или офсет. Линиатура, как правило, не превышает значения 150 lpi. Дизайнерам важно знать и учитывать ограничения машин, когда требуется создать полутона и плавные переходы в фон (цвет) носителя. С офсетом, в данной ситуации, несколько проще, так как для него разработаны «Технические условия на рулонную офсетную печать изданий», а также «Технические условия на печать коммерческой продукции без горячей сушки». А вот для флексографии нет подобных стандартов на параметры производственного процесса и состав красок. Это еще одна причина, по которой сложно достичь хорошего качества печати.

Если Ваш выбор все-таки остановился на флексографии, то будьте готовы к тому, что уже на этапе дизайна Вам нужно будет приложить немало усилий, чем при использовании других способов печати. Также рекомендуется наладить заранее сотрудничество с выполняющей заказ типографией. Следует учесть, что для некоторых работ по изготовлению упаковки при флексографии есть альтернативные решения (но у них также есть свои ограничения). Для изготовления больших тиражей, где не менее важно высокое качество упаковки, можно использовать машины глубокой печати. Данная технология осуществляется при помощи выгравированных металлических цилиндров. Краска попадает в углубления цилиндра и наносится с достаточно высокой скоростью на различные материалы, с которыми также может работать флексография.

Минусом такой «альтернативы» может послужить стоимость металлических цилиндров, которая выше, чем у офсетных и флексографских форм. Начальная подготовка и изготовление формы для глубокой печати примерно в два раза превышают стоимость флексографии. В связи с этим глубокая печать выгодна только больших тиражах (от 200 000 оттисков и выше, с учетом размера изображения) и окупает себя, когда под цилиндром пройдет примерно шестьсот тысяч метров печатного материала.

Отметим, что при небольших тиражах (менее 1000 экземпляров) невыгодно использовать не только технологию глубокой печати, но и флексографию, так как для них в любом случае нужно изготавливать пленки и формы. Правда для решений таких ситуаций можно использовать специальные малотиражные упаковочные машины (например E-Print 1000 и Omnius). Другой вариант, который может послужить альтернативой флексографии - трафаретная печать. Она применятся редко и обычно для выполнения одного оттиска на готовых изделиях различной формы (стеклянных или пластиковых бутылках и прочих видах объемной упаковки).

Помимо специфических требований, связанных с техническими ограничениями флексопечати, у трафаретной присутствует ряд характеристик, объединяющих ее с другими. Первое - это возможность работы с цветами Pantone. Узнаваемость многих известных торговых марок базируется на точном воспроизведении их логотипа на различных носителях. Поэтому при подготовке макета упаковки краски Pantone применяются чаще, чем в любых других областях дизайна. Вряд ли бы компании Coca-Cola одобрила, если ее всемирно известный логотип где-то был красным, а где-то малиновым. Однообразие подобных символов, да и вообще фирменного стиля упаковки очень важно, а цветам Pantone свойственна гораздо большая повторяемость, чем цветам из стандартных триадных красок.

Правда дизайнеры часто задают несколько красок Pantone, не учитывая тип печатной машины. Дело в том, что флексографских машины бывают шестицветные, восьмицветные. Макет, в котором присутствует например 13 разных красок, сложны для визуализации и требуют использования цветопроб с красками Pantone.

Поскольку упаковка может выполняться из различных материалов, дизайнерам важно учитывать и знать как определенный цвет ложится на ту или иную поверхность, какую насыщенность приобретает в конечном итоге. Эти тонкости во многом оказывают влияние на окончательный вид продукции. Поэтому рекомендуется ориентироваться на цветопробные оттиски со специальных машин.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА ФЛЕКСОГРАФИИ
  • Широкий выбор материалов для печати
  • Возможность нанесения изображений на очень толстые носители
  • Экономичность при крупных тиражах
  • Возможность использования форм различной конфигурации для оттисков различных размеров
  • Возможность использования красок на водной основе
  • Использование нескольких послепечатных процессов за один цикл (ламинирование, вырубка штамп, фальцовка и склейка).
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ФЛЕКСОГРАФИИ
  • Достаточно высокий уровень растискивания точки растра
  • Сложно выполнять репродуцирование в тенях и высоких светах
  • Нельзя печатать мелкий шрифт, в том числе вывороткой
  • Невыгодно при малых тиражах
  • Качество печати может изменяться от машины к машине
  • Нет промышленных стандартов

Вас так же могут заинтересовать следующие товары:

Осуществляем доставку в города России: Анадырь, Архангельск, Барнаул, Владимир, Иркутск, Йошкар-Ола, Калуга, Кисловодск, Кострома, Красногорск, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нижний Тагил, Новороссийск, Новочеркасск, Новый Уренгой, Норильск, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Петрозаводск, Псков, Рыбинск, Рязань, Смоленск, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Хабаровск, Черкасск, Чита, и многие другие.

Уважаемый посетитель Интернет магазина!

Вы не можете до нас дозвониться? Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты для связи с Вами по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта с помощью формы отправки сообщения.

Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!