Основная задача маркировки (т.е. символов и знаков, нанесенных на упаковку) - это дать покупателю всю необходимую информацию для выбора продукта. А именно: состав изделия, требования по хранению, потребительским свойствам и т.п.
Информировать потребителей об основных характеристиках продукции – законная обязанность производителей, реализуемая путем маркировки товара указанием на упаковке сведений о:
И иными данными, которые позволяют не просто уяснить конкретные свойства изделия, но и идентифицировать товар и производителя. Маркировка призвана подтвердить соответствие продукции нормативным стандартам и требованиям, прохождение сертификации (обязательной или добровольной), наличие или отсутствие специфических, особых характеристик, соблюдение особенностей производства и т.п.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установлен правительственным постановлением от 1 сентября 2009 г. № 982. Товары, не включенные в этот список, можно маркировать в добровольном порядке. Но, поскольку маркировка товара – это дополнительное конкурентное преимущество, то большинство производителей охотно используют ее.
Чем больше сведений «уместится» на этикетке, тем лучше. Главное, чтобы они были четкими, читабельными, разборчивыми, устойчивыми к истиранию, воздействию влаги, перепадам температур и т.п. Лицо, непосредственно осуществляющее маркировку, отвечает за корректность и достоверность.
Принято разделять производственные и торговые маркеры. Производственную маркировку наносят изготовители, и к ним относятся:
А также проставляются на поверхность продукции или на упаковке в виде штампа или клейма. Эти маркеры, помимо прочего, позволяют идентифицировать производителя и отличить оригинал от подделки.
Торговые маркеры (в т.ч. чеки и ценники) проставляют поставщики или конечные продавцы. Задача этих маркеров – информировать потребителя о свойствах товара, о продавце, цене изделия.
Маркировка может производиться с помощью текстов, рисунков (эмблем), информационных обозначений. Тексты и рисунки в представлении не нуждаются, а информационные обозначения, в т.ч. в виде штрих- и QR-кодов, представляют собой систему шифрованных данных в виде определенных общепринятых символов.
Согласно Требованиям к маркировке продукции (утв. решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 876) и Техническому регламенту «О безопасности продукции легкой промышленности», маркировка товаров легкой промышленности должна содержать данные:
А также о зарегистрированном товарном знаке, размере, содержании сырья и т.п. Маркирование одежды и текстильных изделий должна включать в себя вид, указание на доли как натурального, так и химического сырья, символы, инструкции по уходу и т.п.
Запрещено проставлять словосочетания и символы наподобие «ортопедическая», «экологически чистая» и т.п. без наличия документов, подтверждающих это.
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Маркировка импортного товара может содержать наименование страны происхождения, наименование производителя, юридического адреса с использованием латиницы.
Требования по маркировке пищевой продукции содержит ГОСТ Р 51074-2003, и предусматривает указание сведений о:
Важно отметить, что этот перечень закрыт, маркировка пищевой продукции может содержать и иную информацию, в т.ч., в частности, соответствии подтверждения качества, товарном знаке (при наличии), наличие – отсутствие заменителей молочного жира, дополнительных немолочных компонентов (для молочной продукции), место происхождения, год урожая (для вина), содержании этилового спирта.
Маркировка товаров «Честный знак» призвана защитить потребителя от подделок, а добросовестных производителей - от недобросовестных конкурентов. Подобная маркировка содержит систему кодов, которые помогут проследить весь путь товара от производителя до потребителя.
Наиболее распространенными видами «защитной» маркировки являются:
Код DataMatrix вмещает в себя больше информации, нежели привычный штрихкод, и даже при серьезном повреждении (до трети поверхности) код остается читабельным любым 2D-сканером. DataMatrix – коды визуально сходны с QR-кодами (оба двумерные, включают в себя чёрно-белые элементы и т.п.), - но DataMatrix подходят для небольших упаковок, могут быть размещены на площади 10 x 10 миллиметров. Кроме того, сканеры QR-кодов не читают маркировку DataMatrix.
Радиочастотные метки чаще всего используются для маркировки обуви и одежды, и могут существенно ускорить и упростить производственные процессы. Однако для их чтения необходимо дорогостоящее оборудование (недоступное для небольших торговых точек), поэтому чаще всего радиочастотные метки наносятся совместно с кодами DataMatrix, что упрощает работу как производителей, так и продавцов. Наконец, коды агрегации – это вид маркировки для групповой упаковки, которые позволяют отгружать и принимать большие партии, не сканируя поштучно каждый товар.
Защитная маркировка в процессе производства наносится или способом лазерной гравировки, или посредством этикеток: осуществляется печать кодов на наклейках, которые наносятся на товар. На каждый тип товара составляется описание, и в Единой системе маркировки заказывается отдельный код (непосредственно в самом сервисе, в личном кабинете, или через партнерские сервисы).
Наша компания рада взять на себя техническую сторону маркировки товара как на стадии производства, так и на этапе реализации через торговые сети. Мы производим печать этикеток для всех видов товаров, в т.ч. этикетки для системы «Честный знак», штрих – и QR-коды, самоклеящиеся этикетки, термотрансферные этикетки и оборудование для считывания маркировки (сканеры).
Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты, для связи с Вами, по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта.
Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!