Термоусадочная этикетка изготавливается из плёнки и может принимать форму любой упаковки - бутылки, банки, стакана и т.д., предотвращает продукт от вскрытия и подделки.
В настоящее время широкое применение в области упаковки и этикетирования продукции получила термоусадочная этикетка. Этот вид упаковки на основе ПВХ или ПЭТ пленки стал популярным в последние годы в основном благодаря своим уникальным свойствам. Во всем мире быстро развивается рынок термоусадочной этикетки. Появляются все новые области применения, совершенствуется технология изготовления.
Родиной термоусадочной этикетки считается Япония. Первоначально на российском рынке термоусадочной этикетки лидировала продукция стран Восточной Азии. Производство в России заключалось в основном в печати и усадке импортной пленке на конечном этапе. Это, конечно же, сказывалось на стоимости термоусадочной этикетки, и тормозило развитие применения в нашей стране. Но в последние три года позиции российских производителей термоусадочной этикетки укрепились. Этому способствует как производство самой продукции, так и выпуск оборудования для производства и применения термоусадочной этикетки отечественными фирмами. Главное, что по качеству продукция отечественных фирм, производящих термоусадочную этикетку не уступает зарубежным.
Термоусадочная этикетка выполняет ряд функций, ранее не свойственных этикеткам - повышает механическую прочность упаковки, скрывает дефекты производства тары сложной формы, делает ее непроницаемой для УФ лучей, термо- и влагостойкой.
Перспективным направлением развития индустрии упаковки в настоящее время является применение различных сложных геометрических форм, применение новых технологий полиграфии, производства и обработки материалов упаковки. В основном речь идет об использовании пластмасс. При использовании для упаковки продукции тары со сложной криволинейной поверхностью выигрышным, а порой и единственно возможным решением является применение термоусадочной этикетки.
Расширяется и рынок применения термоусадочной этикетки. Если раньше часто ее заказывали для этикетирования дорогой алкогольной продукции, то в настоящее время термоусадочную этикетку применяют в фармацевтике, косметике, бытовой химии, пищевой, молочной, кондитерской промышленности. Все благодаря тому, что термоусадочная ПВХ и ПЭТ этикетка привлекает внимание, защищает продукцию от подделки, контролирует вскрытие изделия.
Основные преимущества использования термоусадочной ПВХ и ПЭТ этикетки по сравнению с другими видами заключаются в следующем:
Таким образом, использование термоусадочной технологии в этикетках позволяет:
Термоусадочная пленка может быть прозрачной или полупрозрачной (слегка окрашенной), с матовой или глянцевой поверхностью. Пленка для термоусадочной этикетки имеет толщину 40 микрон и усаживается только в одном направлении.
По способу нанесения в основном используются два - это глубокая печать, и, при небольших тиражах, флексографический метод печати.
Качество выводимого на пленку изображения очень высокое, поэтому некоторые производители наносят на плену даже фото.
С точки зрения физико-химических свойств термоусадочная пленка представляет собой одноосноориентированную структуру ПВХ или ПЭТ толщиной 40-70 мкм.
ПВХ пленку используют в большинстве случаев, ПЭТ пленку целесообразно использовать если изображение сложное, повышенные требования к экологичности упаковки, требуется высокая степень усадки (например, для упаковки со сложными рельефом)
Наибольшее распространение термоусадочная этикетка получила в пищевой промышленности и бытовой химии.
Сейчас очень широко распространены термоусадочные колпачки, закрывающие крышку и горлышко, для защиты от вскрытия бутылки и нарушения акцизной марки.
Процесс нанесения термоусадочной этикетки можно разделить на следующие этапы:
Непосредственно усадка термоусадочной этикетки может происходить в электрическом или паровом туннеле. Процесс надевания может происходить в ручную или с помощью автоматов-аппликаторов. Конечно же автоматизация процесса надевания термоусадочной этикетки позволяет повысить скорость и точность, что особенно заметно на таре сложной геометрической формы. Разница в производительности может доходить до нескольких раз.
Технологический процесс нанесения термоусадочной этикетки зависит от используемого материала ( ПВХ - или ПЭТ - пленка), от требований к производительности оборудования. Также различают нанесение термоусадочной этикетки на пустую упаковку или на упакованный продукт.
Первый способ применяют обычно для рекламы сети питания или определенного продаваемого напитка, когда этикетка наноситься на одноразовые стаканы и другу посуду. Второй способ часто используют для целей контроля целостности изделия - термоусадочная этикетка частично или полностью охватывает верхнюю часть пробки, крышки. Бутылку с алкогольной продукцией, упакованной с использованием термоусадочной этикетки уже невозможно незаметно вскрыть и подделать. Поэтому на этапе зарождения рынка термоусадочной этикетки в России часто производители алкогольной продукции пользовались этим методом защиты от подделок. Также многие помнят подобные колпачки на кетчупах "Балтимор".
Стойкость термоусадочной этикетки к влаге часто используют производители средств гигиены. Емкость с шампунем, например, с такой этикеткой выдержит долгое пребывание в ванной комнате, а инструкция по применению, нанесенная на термоусадочной этикетке, будет всегда читаема.
Термоусадочную этикетку можно применять и для алюминиевой тары. При крупных партиях выпускаемых алюминиевых баллончиков можно отказаться от сложного процесса печати на поверхности алюминия, а также за счет плотного облегания и жесткости термоусадочной этикетки скрыть возможные дефекты. Изготавливается либо полнопрофильная термоусадочная этикетка (этикетка покрывает все изделие), либо колпачок или рукав. В этом случае термоусадочная этикетка закрывает часть изделия: колпачок на горлышке бутылки закрывает пробку; своеобразное прозрачное кольцо на бутылке минеральной воды несет информацию о составе и показаниях к применению, но, не ухудшая обзора, позволяет рассмотреть содержимое.
Термоусадочная этикетка из ПЭТ-пленки позволяет получить несколько лучшее качество печати. Однако ПВХ-пленка отличается большей стойкостью к агрессивности внешней среды. Также используемые для производства термоусадочной этикетки ПЭТ- и ПВХ- пленки различаются по механическим свойствам: коэффициент трения, удельный вес, температура усадки, прозрачность, ударная прочность, блеск, предел прочности, коэффициент растяжения, процент и время усадки. Характеристики пленок:
Параметр | Ед.измерения | Значение | |
---|---|---|---|
ПВХ-пленка | ПЭТ-пленка | ||
Удельный вес |
г/см3
|
1,36
|
1,32
|
Толщина |
мкм
|
25~70
|
25~70
|
Коэф. трения |
динамич.
|
0.4
|
0,5
|
Начальная температура усадки |
°С
|
53
|
60
|
Прозрачность |
%
|
99
|
97
|
Ударная прочность |
кг/см
|
14
|
16
|
Блеск |
%
|
150
|
170
|
Усадка |
%
|
53-62
|
45-74
|
ПВХ-пленка сочетает в себе высокое качество и низкую стоимость. Обычно эта пленка применяется при отсутствии дополнительных требований заказчика к свойствам термоусадочной этикетки.
ПЭТ-пленку выбирают для качественной печати, когда необходима высокая степень усадки. Также, что немаловажно в нынешней обстановке, ПЭТ-пленка более экологична.
ПВХ-пленка наноситься при более низкой температуре, чем ПЭТ, что иногда бывает важно при упаковке некоторых видов продукции.
Термоусадочная этикетка изменила привычный вид многих повседневных вещей, но ее высокий потенциал все еще используется не в полной мере.
Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты, для связи с Вами, по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта.
Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!