Меню

Мессенджеры:

Маркировка в автомобильной промышленности

Главная » Статьи » Маркировка в автомобильной промышленности

markirivka_avto_0.jpg

Маркировка изделий предприятиями автомобильной промышленности производится по разным причинам. К примеру, индивидуальное клеймо каждого работника позволяет идентифицировать “автора” изделия. Также используются штампы ОТК (отдел технического контроля) для маркировки изделий, прошедших необходимые испытания. Метка «брак» проставляется на изделия, не соответствующие установленным законодательством или внутренними регламентами предприятия стандартам. Также на каждой продукции должен присутствовать товарный знак для идентификации производителя.

Зачем нужна маркировка узлов и деталей

В связи с увеличением объемов производства автомобилей кратно возросли и требования к их качеству. Теперь необходимо контролировать каждый этап изготовления отдельной детали и сборки узлов будущего авто. Современные методы маркировка позволяют оперативно получать необходимую информацию возможных ошибках при сборке того или иного узла. Это необходимо, т.к. требования к автомобилям, установленные госрегуляторами и потребителями высоки, а цена ошибки слишком велика.

Есть еще одна причина, почему современные методы маркировки больше подходят под сегодняшние реалии. В настоящее время весьма популярно стало ремонтировать свой автомобиль не в сертифицированных сервисах, а у “гаражников”. Это объяснимо, ведь стоимость услуг таких “мастеров” значительно ниже, чем в аккредитованном центре. Но зачастую, гаражные умельцы в погоне за наживой используют поддельные запчасти, что может привести к печальным последствиям. Современные средства маркировки позволяют защитить потребителя от контрафактной продукции.

Как мы видим, методы маркировки, такие как, бирки, клеймение и другие, безнадежно устарели. Поэтому автопроизводители самостоятельно разрабатывают и внедряют собственные системы идентификации изделий. Используемые для решения данных проблем системы идентификации основываются на регламентах ИСО (Международная организация по стандартизации), которые подразумевают установление соответствия информации об объекте. Основное отличие новой технологии маркировки от используемой ранее заключается в том, что значительно увеличивается срок хранения информации о каждом изделии.

Какие существуют требования к маркировке автомобильной продукции

markirivka_avto_1.jpg

Сегодня уже выработаны единые требования, используемые при сборке автомобилей. В них входят следующие пункты:

  • сохранение идентификационных признаков в течение гарантийного срока эксплуатации,
  • сохранение данных в реальных рабочих условиях узла (маркировка должна сохраняться при воздействии высокой температуры, агрессивных сред, быть стойкой к истиранию и инсоляции).

Информация на компонентах изделия должна четко распознаваться автоматизированным способом. Не менее важно и то, что копирование идентификационных данных с последующим переносом на изделие, не соответствующее стандартам качества, был невозможен. Список требований для каждого компонента автомобиля определяется индивидуально, затем проходит процесс согласования с производственным отделом и отделом качества, а затем и вносится в ТУ и прочую документацию.

Наиболее распространенным методом для технической идентификации транспортных средств является маркировка термотрансферными этикетками. Этикетки изготавливаются из полимерных материалов, которые под воздействием тепла способны принимать любую форму. В основном, такой тип маркировки несет в себе информацию следующего характера:

  • логотип производителя,
  • чертежный номер узла,
  • индивидуальный номер изделия и дата изготовления.

Вся информация наносится на этикетки посредством термотрансферной печати. Некоторая часть данных печатается в виде штрих-кода.

markirivka_avto_2.jpg

Большая часть крупных узлов автомобиля при сборке или эксплуатации подвержена воздействию высоких температур, агрессивных сред химических веществ и т.д.. Такие соединения маркируются материалами Brady. Данные материалы имеют свойства, позволяющие надежно защитить необходимую информацию от преждевременного повреждения. Немаловажно также и то, что материалы фирмы Brady обладают функцией защиты изделий от подделки или кражи. К примеру, если злоумышленник попытается отклеить этикетку с одного из узлов автомобиля, она может расслоиться или разрушиться, что сделает ее непригодной к повторному использованию.

Отдельного внимания заслуживает процесс маркировки кабельных автомобильных жгутов. Помимо описанных выше требований, носитель информации должен отличаться устойчивостью к механическим повреждениям. Это необходимо для того, чтобы при ТО и ремонте автомобиля случайно не уничтожить метку. Ниже приведены несколько наиболее популярных технологии маркировки, получившие широкое распространение в мировой практике.

Какие существуют виды маркировки автомобильной продукции

markirivka_avto_3.jpg
  • Металлические таблички. Металлические таблички можно рассматривать в качестве самостоятельной детали, т.к. они устанавливаются на изделия посредством клея или заклепок. Информация на них наносится различными способами. О них пойдет речь далее. Таблички из металла в качестве маркировки - это довольно дорого, но тем не менее, надежно. Их можно использовать там, где изделие подвергается нагреву (например, двигатель). Также металлические таблички достаточно сложно и долго устанавливать и подходят они далеко не для каждого типа изделия.
  • Бирки. Бирка представляет собой небольшой лист картона или пластика (реже - ткани), который надежно закрепляется на изделии при помощи гибкой обвязки. Также, как и в случае с металлическими табличками, информация на бирку может наноситься разными способами. Несомненными плюсами такого типа маркировки является его низкая стоимость и простота установки. Но из этих плюсов происходят и минусы - бирки легко подделать, и они недолговечны.
  • Лазерный метод. Лазерный метод маркировки заключается в легком повреждении верхней части изделия посредством воздействия лазера. Лазерная маркировка имеет высокий уровень устойчивости к различным негативным факторам - влажность, агрессивная среда, механическое воздействие, воздействие ультрафиолетовых лучей и высоких температур.
  • Микрогравировка фрезой. Описываемый метод представляет собой нанесение рельефной информации на верхний слой изделия. Такая маркировка производится посредством специальных фрезерных головок малого размера, подключенных к системе управления ЧПУ. Данная технология позволяет надежно защитить информацию, т.к. гравировку практически невозможно стереть в эксплуатационных условиях, а намеренное уничтожение данных видно невооруженным взглядом. Есть возможность наносить гравировку различного цвета. Такой метод нанесения информации позволяет сохранить данные на максимально долгий срок, часто превышающий срок эксплуатации самой детали.
  • markirivka_avto_4.jpg
  • Каплеструйный метод. Каплеструйная маркировка производится посредством специальной аппаратуры, позволяющей наносить любые данные специальными чернилами в электростатическом поле каплеструйным способом. Информация наносится на верхний слой изделия. Эта технология приобрела широкое распространение на высокопроизводительных линиях автомобильной промышленности. Каплеструйный метод целесообразно использовать при маркировки бумаги, картона или ткани, т.к. на гладких структурах информация долго не продержится.
  • Ударный метод. Ударный метод объединяет в себе сразу несколько технологий и принципов. Смысл метода заключается в деформации материала без его предварительного нагрева. Такой метод наиболее часто применяется в автомобильном производстве для маркировки деталей из металла и пластика. Инструментом для нанесения информации может служить клеймо, наборный нумератор или программно управляемой иглы. Данный способ не подходит для нанесения информации на хрупкие материалы, но прибегнув к такому методу можно создавать штрих-коды для автоматического распознавания.
  • Маркировка самоклеящимися этикетками. При данном методе информация на этикетки наносятся еще до установки на изделие, что может слегка увеличить итоговую стоимость, но значительно сокращает время работы. Изображения для описываемого способа маркировки изготавливаются при помощи специальных принтеров, которые позволяют задавать содержание непосредственно пользователю. Разрешение печати может напрямую зависят от возможностей устройства. Такой метод отличается относительно невысокой стоимостью и простотой, но при этом риск подделки возрастает в разы.
  • markirivka_avto_5.jpg
  • Электролитический метод. Электролитический или как его еще называют, электрохимический метод – это способ маркировки металлических изделий, при котором поверхность не повреждается, как например при лазерном методе. Она не меняет структуру материала на поверхности изделия, не вызывает окисления или ржавчины как ударный метод. Также электролитический метод надежно защищает изделия от подделок, т.к. удалить маркировку можно только стерев заданный при нанесении слой металла. Осуществляется данная технология путем электрохимического травления поверхности изделия с использованием трафарета, на который нанесена необходимая информация. Данный метод самый удобный при массовом производстве деталей автомобиля. Единственный минус заключается в том, что данная технология не подходит для изделий, которые после маркировки подвергаются окрашиванию.

Уважаемый посетитель Интернет магазина!

Вы не можете до нас дозвониться? Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты для связи с Вами по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта с помощью формы отправки сообщения.

Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!