Российская пивная этикетка. Разнообразие этикеток для пива
Если раньше основной функцией этикетки являлась идентификация продукта, то сегодня ее основное назначение — привлечь к нему внимание. А для этого ей надо быть запоминающейся, создавать определённый образ товара в глазах потребителя и соответственно побуждать к покупке.
На качество этикетки влияет не только дизайн, но и выбранные материалы, а также способы ее производства. Основным материалом является конечно этикеточная бумага, цена которой отражается в конечной стоимости этикетки (от половины до двух третей от общей стоимости). Основными поставщиками данного материала в Россию являются производители из Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Италии. Краски для печати также поставляются нам из других стран, в основном из Финляндии и Германии. Еще один материал, часто применяемый в производстве этикеток - припрессовочная фольга — закупается в Германии и Голландии.
В основном все сорта этикеточной бумаги, которые ввозятся в нашу страну, имеют плотность от 70 до 90 г/м2. В производстве этикеток, которые требуют устойчивого тиснения и других способов обработки, используется бумага плотностью до 100 г/м2. Бумажные материалы выпускаются в виде роликов, или листами в пачках.
Так как в России пивоваренные предприятия не имеют своей возвратной тары, для производства отечественных пивных этикеток применяется бумага, обладающая стойкостью к щелочи. Особое внимание уделяется качеству бумаги при использовании скоростных автоматических этикетировщиков (аппликаторов), производительность которых составляет 60-80 тыс. бутылок в час. Если к этикетке не предъявляется высоких требований к влагостойкости, то в производстве может применяться средневлагостойкая бумага, которая является более экономичной. Если же требуется металлизация этикетки, тогда без влаго- и щелочестойкого бумажного материала не обойтись.
В качестве ценового примера этикеток можно привести компанию «Балтика» или концерн Sun-Interbrew (торговая марка «Толстяк»), цена этикеток которых они используют составляет 4-7 долл. за тысячу комплектов. Большинство специалистов прогнозируют снижение цен на этикетки, несмотря на возрастающую стоимость бумаги, так как в данном сегменте рынка прослеживается большая конкуренция. Наибольший спрос на этикеточные материалы отмечается в весеннее и летнее время, так как в эти сезоны увеличиваются продажи напитков.
Производители этикетки
Наиболее мощная полиграфическая база исторически складывалась на Северо-Западе, а также в центральном регионе России. Это объясняется тем, что Москва и Санкт-Петербург располагают самыми крупными предприятиями пищевой промышленности. Например, в Питере функционируют два предприятия, открытые еще в XIX веке — это «Полиграфоформление» и «Комбинат цветной печати». В числе новых предприятий, специализирующихся на изготовлении этикеток, можно выделить типографии Multiprint (расположена также в Санкт-Петербург) и «Знак» (в Москве). Наиболее крупными предприятиями в отношении объемов изготавливаемой продукции считаются «Черноголовка-типография», «Знак», LBL, Первая образцовая типография и «Экотек».
Нужно сказать, что предприятие «Черноголовка-типография» является основным лидером в течение последних лет в области полиграфии. Изначально она была предназначена для обслуживания потребностей предприятий из «Группы ОСТ». Этот проект принадлежит специалистам концерна Heidelberg. В ходе него планировалось загрузить типографию на 30% сторонними заказами и на 70% внешними, но заказы со стороны сейчас составляют наибольшую часть загрузки предприятия. С течением времени подсобное подразделение стало самостоятельным предприятием, заказчиками которого являются достаточно известные компании - это «Клинский пивокомбинат» и пивоварня «Москва-Эфес». Они выпускают пивную продукцию под марками «Толстяк», «Клинское», «Сибирская корона» и «Старый мельник».
У типографии «Ами-пресс» заказывает этикетки для своей продукции Москворецкий пивзавод, а также калужский завод «Holsten». А излюбленная коллекционерами компания «Знак» изготавливает этикетки для пива «Хамовническое» и «Сокол безалкогольное».
Типографии «LBL», основанная в 1995 году, выпускает этикетки, тираж которых составляет примерно 50% от общего объема полиграфической продукции. Пивная этикетка изготавливается для Пивовареннего завода «Амстар» (расположенного в Уфе), Бадаевского пивоваренного завода, Кировского пивоваренного завода «Вятич». Также из производителей стоит выделить компанию «Экотек» — она производит этикетки для пива марки «Балтика-Дон» и «Балтика».
Специалисты отмечают, что примерно 50% пивных этикеток привозятся для российских предприятий из-за границы. Это, например, этикетки для калужского пива «Золотая бочка». Они изготавливаются в Италии. Основными факторами, которые создают такие обстоятельств, являются цена, качество и дисциплина поставок. Ни для кого не секрет, что заграницей этикеточная продукция изготавливается на европейском оборудовании с применением качественных импортных материалов (красок и бумаги). При этом стоимость этикетки, производимой в странах Европы, незначительно отличается от отечественной, а иногда даже бывает ниже. Такое равенство цен объясняется таможенными правилами, согласно которым ввоз этикеток из-за рубежа осуществляется на более выгодных условиях, чем ввоз бумаги.
Также в Европе есть компании, которые занимаются производством только пивных, водочных или винных этикеток. Типографии в свою очередь заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях и предоставляют различные льготы и специальные скидки, которые привлекают российских клиентов. Более того, в период «вхождения» на рынок они устанавливают демпинговые цены.
Тенденции рынка пивной этикетки
Этикетка занимает достаточно весомый сегмент в общей доле полиграфического рынка, и этот сегмент продолжает расти в связи с увеличением количества товаров. Ежегодно прирост мирового этикеточного производства составляет примерно 5% и, по мнению аналитиков, эта тенденция будет сохраняться еще в течение последующих нескольких лет. Основной спрос отмечается в пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности. Что касается технологий изготовления этикеток, то все более популярной становится флексографическая печать: ежегодный рост ее объема составляет 8-10%.
Возвращаясь к расходным материалам для печати, нужно отметить, что более широкое использование сейчас получила этикеточная бумага меньшей плотности - 75 и 70 г/м2 , а это позволяет заказчикам снижать затраты. Российский же рынок предпочитает бумагу плотностью 80 г/м2. Также в нашей стране повышенным спросом пользуется металлизированная бумага, которая является традиционным материалом, используемым в производстве пивной этикетки. Этот весьма недешевый в сравнении с обычной этикеточной бумагой материал позволяет сделать изделие более привлекательным и за счет этого повысить конкурентоспособность товара. По некоторым данным, доля металлизированной бумаги на отечественном рынке составляет 15% - 30%. Нужно сказать, что этикетки на металлизированной бумаге, используются сейчас многими крупными производителями, а некоторые начинают постепенно переходить на эту продукцию (например, заводы «Вена» «Балтика» и в Питере).
Уровень потребления самоклеящихся этикеток в пивоваренной отрасли в нашей стране незначителен. Это связано не только со стоимостью, но и с тем, что использование самоклеящихся этикеток затрудняет повторное применение оборотной тары. Например, в Европе самоклеящиеся этикетки изготавливаются преимущественно для элитных сортов пива.
Интересная тенденция декорирования пивной тары — отказ от использования бумажной кольеретки и применение вместо нее кольеретки-обертки, выполненной из алюминиевой фольги. Этот вид упаковки, помимо гигиенического назначения, используется в качестве одной из частей комплекта этикетки. При этом она отвечает всем требованиям, которые предъявляются к кольеретке: содержит необходимые сведения о продукте, наносится методом наклеивания и при помощи отдельного узла этикетировочной машины, смывается вместе с этикеткой.
Основным производителем кольеретки из фольги является немецкая компания «Haendler & Natermann GmbH», заводы которой расположены в Германии, Бельгии, Великобритании, Китае, США. В том числе компания имеет свои представительства во многих странах мира. Этому производителю принадлежит более 60% мирового производства кольеретки из фольги. Вместе с компанией «Экотек», «Haendler & Natermann GmbH» организовало производство в Санкт-Петербурге. В это предприятие были внесены инвестиции объемом в 4 млн. немецких марок.
Следует также сказать, что компаниями «Экотек» и «Goetz Mueller GmbH» была организована типография ООО «Конкордия» в 2000 году для изготовления этикеток из бумажных материалов. До этого, этикетки производились в Германии, а в России выполнилась только их нарезка и поставка заказчикам. В 2003 году в типографии «Конкордия» наконец было реализовано производство бумажных этикеток для пивоваренной, а также пищевой промышленности. Для реализации данного проекта, компания вложила примерно 1,5 млн. евро для покупки двух немецких печатных машин. За счет того, что это производство находится на территории России, стоимость этикеток из бумаги снизилась на 10-15% за счет уменьшения таможенных издержек.
Группой «Экотек» также совместно с еще одной немецкой компанией H&N Packaging было организовано производственное предприятие, специализирующееся на изготовлении этикеток из алюминиевой фольги. Компания была открыта в 2000 году и названа ООО «Хендлер энд Натерманн Пэкеджинг». Работа данного производства началась в июне 2001 года. Для изготовления этикеток из бумажных и фольгированных материалов в оборудование для послепечатной обработки было вложено около 2 млн. евро. В том же году производство бумажных этикеток увеличилось в два раза в сравнении с результатами предыдущего года. Выпуск составил до 3,6 млрд. штук, а производство этикеток из алюминиевой фольги осталось на прежнем уровне — 1 млрд. штук. Введенный в эксплуатацию комплекс – это первый на территории Восточной Европы завод, специализирующийся на производстве алюминиевых кольереток для пивной тары, а также бумажных этикеток для пищевой продукции.
Сегодня кольеретка из фольги присутствует во всем ассортименте пива компании «Балтика», разливающегося в стеклянные бутылки. Такую же кольеретку использует компания «Балтика-Дон», Экспериментальный завод напитков в Хамовниках, Калужская пивоваренная компания, Усть-Илимская пивоварня и «Красный Восток». Нужно отметить одну интересную технологическую деталь: продукт, который получается в результате реакции смытой фольги с каустиком моющего раствора — алюминат натрия — применятся для очищения сточных вод от фосфатов.
Дизайн этикетки
История пивной этикетки начинается с конца XIX столетия в Западной Европе. В то время типографии стали переходить на метод цветной литографии, что позволило сделать печатные изделия более привлекательными и красочными. Это подоткнуло большинство производителей, в том числе пивоваров, к мысли, что новая печатная этикетка может стать неплохой дополнительной рекламой. Более того, уже тогда этикетки использовались для указания наименования продукции, товарного знака, имени владельца пивоварни, а также места расположения завода. Но они несли преимущественно информативную функцию, а с развитием технологий печати все больше стали приобретать рекламный характер.
Оформление первых этикеток выполнялось методом нанесения герба или виньеток. Стандартно этикетка для пивной продукции выполнялась в одном-двух цветах с нанесением текста. Такой стиль оформления можно увидеть, например, на российских этикетках Калинкинского завода. В начале XX века в оформлении этикеточной продукции стал проявляться стиль «модерн». Также пользовалась популярностью стилизация под старину. Яркими представителями этого течения были И.Билибин и В. Васнецов. Их творчеству принадлежит, например, рекламный плакат завода «Новая Бавария» с изображением бояр у пивной бочки.
В начале 20 века стали также появляться пивные этикетки различных геометрических форм - круглые, фигурные и многоугольные. В качестве дизайна применялись сюжетные рисунки и логотипы (торговые марки). Например, Калинкинское товарищество, выпускало продукцию, отличительным знаком которой было изображение глобуса, а у «Старой Баварии» — льва. На этикетках изображали награды и надписи, подтверждающие качество товара, к примеру «Поставщик двора Его Императорского Величества».
Послереволюционная история также нашла отражение в оформлении отечественной пивной этикетки. Так, в 40-е г. Калинкинское товарищество поменяло название на «Пивзавод им. Степана Разина». Переименовывались в том числа сорта пива: «Венское» стало «Жигулевским», «Мюнхенское» — «Украинским», «Пильзенское» — «Рижским». В 1934 году в подчинение Наркомпищепрома перешли все пивоваренные заводы. Затем был утвержден ОСТ 350 который разрешал выпуск только унифицированных сортов пива. Позже, 1946 году, появился ГОСТ 3473-46, требования которого определяли единообразного оформление пивных этикеток. Перерождение дизайна пивных этикеток произошло в России лишь в начале 90-х годов, и наконец сегодня, потребителю представлена продукция с многообразием оформления этикеток.
Наша компания markerovka.ru осуществляет печать этикеток для пива. Для того чтобы заказать подобную продукцию Вам необходимо связаться с менеджером по электронной почте или по телефону.