Меню

Мессенджеры:

Требования к обязательной маркировке

Содержание статьи

  1. Какие товары надо маркировать
  2. Кто обязан заниматься маркировкой
  3. В какой момент наносится маркировка
  4. Производственная маркировка. Виды
  5. Какие товары маркировать не надо
  6. Как получить код товара
  7. Как наносить маркировку
  8. Маркировка отдельных товаров:
    1. Фототовары
    2. Лекарства
    3. Обувь
    4. Табачная продукция
    5. Автошины
    6. Меха, духи, текстиль
    7. Вода и молочка
  9. Календарь маркировки. Что дальше?
  10. Маркировка. Практические моменты
  11. Какие штрафы за отсутствие маркировки

Маркировка Честный знак

На ряд товаров (упаковки, этикетки) наносится обязательная маркировка, визуально представляющая двухмерные штрихкоды. Для получения кодов, применяемых в этом процессе, необходимы коды, которые надо получать в системе госконтроля «Честный ЗНАК». Рассмотрим предъявляемые к этому процессу требования.

Какие товары надо маркировать

Все, что включены в перечень, утвержденный правительственным распоряжением от 28 апреля 2018 г. № 792-р, в частности:

  • табак;
  • обувь;
  • туалетную воду, духи;
  • фототовары;
  • автошины;
  • белье кухонное и постельное;
  • одежду и т.п.

Маркируют меха и лекарства, а также товары, в отношении которых утверждены правила маркировки (с соблюдением сроков, устанавливаемых правительством, об этом ниже).

Сканирование этикетки Честный знак

Кто обязан заниматься маркировкой

Это организации и индивидуальные предприниматели (ИП), которые совершают операции с маркируемыми товарами, в т.ч. импорт, поставку, производство, оптовая и розничная торговля. Маркировку следует наносить на товары из перечня, утвержденного правительственным распоряжением от 28 апреля 2018 г. № 792-р, а также товары, в отношении которых правительство утвердило правила маркировки. Также маркируются лекарства, меховые изделия.

В какой момент наносится маркировка

Если товар импортный, ввозимый или уже ввезенный на территорию ЕАЭС, то маркировку наносят до выпуска (для внутреннего потребления) или для реимпорта, до их помещения под процедуру свободной таможенной зоны.

Если вы производите товар, подлежащий маркировке, то наносить ее надо до того, как товар будет подан на транспортировку и (или) предложен на продажу (в т.ч. в виде образцов). Как правило, маркировка производится непосредственно по месту производства, упаковки, хранения.

Производственная маркировка. Виды

Этикетка на бутылку с шампанским

Производственная маркировка наносится непосредственно по месту изготовления. Наиболее традиционный вид – это этикеточная продукция. Этикетка – бумажная, самоклейка, термотрансфер и т.п. – это основной канал знаний о товаре. Именно она вмешает на себе всю информацию, необходимую в силу нормативных требований и маркетинга. Этикетки, как правило, изготавливаются отдельно, чтобы потом быть помещенными на товар или упаковку. Элегантная разновидность этикетки – это кольеретки, наносимые на горлышки бутылки. Как правило, это решение именно для напитков. Не ставьте перед собой задачу уместить на колерьетке всю информацию. Это не более чем вспомогательная поверхность. Ее задача – возбудить интерес к продукции, а сводку для потребителей размещайте на этикетки.

Вкладыш – маленький буклет с информацией о товаре и рекламой, помещаемый в упаковку - тоже форма этикетки. Вкладыш – единственное возможное решение тогда, когда на традиционную этикетку просто все не поместится. Например, вкладыши незаменимы для маркировки парфюмерии, косметики, медицинских товаров.

Картонные ярлыки для трикотажных изделий

Для маркировки текстиля применяются следующие виды:

  • бирка, прикрепляемая к товару непосредственно. На ней размещают, как правило, лишь фирменное название и логотип;
  • ярлык, по сути – это бирка, но с большим объемом информации;
  • лента контрольная - на ней, как правило, размещают символы по уходу и прочие дополнительные данные. Используется как дополнение к основной маркировке на обуви, одежде, текстиле.

Есть и иные варианты для маркировки, например, клеймо и штампы наносятся, как правило, на сами продукты – сыры, туши и т.п. Дешево (нет затрат на носитель информации), надежно (этикетка никуда не денется) и эффективно (клейма и штампы традиционно защищают продукцию от подделки).

Торговые предприятия еще до предложения товара покупателям должны маркировать, в частности:

  • остатки товаров (тогда, когда этого требует закон, например, при реализации остатков табачной продукции);
  • товар, возвращенный покупателем;
  • товар, взятый на комиссию (от физических лиц, не ИП).

Какие товары маркировать не надо

Уточнять, подлежит ли маркировке конкретный товар, можно непосредственно в Правилах маркировки (утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515). Не маркируются также транспортируемые товары, пребывающие под таможенным контролем, пробы и образцы для испытаний, оценки соответствия и аналогичных целей, ярмарочные, выставочные образцы, ввозимые на территорию ЕАЭС. Ряд исключений указан в правилах маркировки отдельных товаров (см., например, Правила маркировки духов и туалетной воды, утв. правительственным Постановлением от 31 декабря 2019 г. № 1957).

Самоклеющиеся этикетки с маркировкой Честный знак

Как получить код товара

Зарегистрировавшись в системе госконтроля «Честный ЗНАК», сделать заявку, получить коды маркировки, нанести их – точнее, коды, переведенные в машиночитаемую форму двухмерных штриховых кодов типа Data Matrix (очень похожие на всем знакомые QR-коды), - на соответствующий материальный носитель (товар, упаковка, проч.)

Как наносить маркировку

Для того чтобы соблюсти нормативные требования к этому процессу, следует проштудировать правила маркировки нужного товара. В частности, маркировка табака производится нанесением кода печатью на этикетку, упаковку (потребительскую, групповую), маркировка обуви – печатью на упаковке, на сами товары, ярлыки. Пользователи ККТ, вам надо еще раз проверить, что ваша касса передает в ФК данные запросов о коде маркировки и уведомления о реализации маркированных товаров. Обратите внимание на то, что кассовый чек при реализации маркированного обхекта должен иметь правильный код товара (правила см. в пунктах 13-15 примечаний к таблице № 21 Приложения № 2 Приказа ФНС от 14 сентября 2020 г. № ЕД-7-20/662).

Маркировка отдельных товаров:

Фототовары

С 1 октября 2020 г. маркировка фототоваров обязательна, т.е. в оборот не должны допускаться немаркированные:

  • фотокамеры;
  • вспышки;
  • комплекты и т.п. Все детали можно уточнить в Правилах, утвержденных правительственным постановлением 31 декабря 2019 г. № 1953.

Лекарства

Маркировка лекарственных средств через систему Честный знак

С 1 июля 2020 г. маркировка лекарств стала обязательной, с этого же данные и сведения о них следует транслировать в «Честный ЗНАК». В то же время препараты, произведенные до указанной даты, можно смело транспортировать, продавать, применять без марок, пока не истечет срок годности (см. ст. 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Несмотря на то, что лекарства маркируют на основании именно закона № 61-ФЗ, информационная система мониторинга их передвижений по факту есть часть информационной системы общего мониторинга. На практике это означает, что у этих систем единый оператор и сходные требования, в т.ч. к порядку маркировки. Правила для маркировки лекарств утверждены правительственным актом от 14 декабря 2018 г. № 1556.

Обувь

С 1 июля 2020 г. обязательна маркировка обуви, наносимая на сам товар, ярлык или потребупаковку. Сведения также передаются в «Честный ЗНАК», правила маркировки утверждены постановлением от 5 июля 2019 г. № 860. Маркировка обуви производится непосредственно в месте изготовления на российской территории, даже если речь идет о производстве из сырья иностранного происхождения.

Табачная продукция

Сигареты и папиросы подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2019 г., иная табачная продукция - с 1 июля 2020 г. Правила утверждены правительственным постановлением от 28 февраля 2019 г. за номером 224.

Автошины

Маркировка шин через систему Честный знак

Автошины маркируются в обязательном порядке с 1 ноября 2020 г., причем передавать информацию в «Честный ЗНАК» обязаны:

  • производители и импортеры (о действиях по маркировке, вводе в оборот, обороте и выводе);
  • предприятия оптовой торговли, которые приобретают этот товар у производителя или импортера, сообщают обо всех действиях;
  • предприятия розничной торговли также должны вносит в «Честный ЗНАК» данные обо всех действиях.

Нормативный акт: постановление Правительства от 31 декабря 2019 г. № 1958, инструкции по работе в системе «Честный ЗНАК» см. тут.

Меха, духи, текстиль

Маркировка меховых изделий через систему Честный знак

Маркировка мехов введена уже довольно давно, с 12 августа 2016 г., и акт, регулирующих этот вопрос, также достаточно давний (постановление от 11 августа 2016 г. № 787). Что касается духов, то несмотря на то, что маркировка туалетной воды и духов обязательна с 1 октября 2020 г., до 31 октября 2021 г. можно маркировать по сокращенному протоколу (т.е. с представлением сокращенного перечня информации) при условии, что духи ли туалетная вода:

  • произведена (ввезена) в РФ до 1 октября 2020 г. И
  • по состоянию на 1 октября не была реализована

После регистрации в «Честном ЗНАКЕ» можно смело ею оперировать, и до 1 декабря надо внести сведения о маркировке в систему. Подробности см. в правилах, утв. правительственным постановлением от 31 декабря 2019 г. № 1957.

Текстиль – определенные виды одежды, постельного и кухонного белья, - маркируется с 1 января 2021 г., правила для него определены в постановлении от 31 декабря 2019 г. № 1956.

Вода и молочка

Маркировка молочной продукции через систему Честный знак

Начиная с 1 сентября маркируется упакованная вода, с этого дня подаются заявления о регистрации - не позднее семи, а в отдаленных и труднодоступных местностях – тридцати календарных дней со дня начала соответствующей деятельности.

Правила маркировки молочной продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 N 2099.

Обязательная маркировка молочки введена с 1 сентября 2021 г. - для продукции (исключая сыр, мороженое, пищевой лед) со сроком хранения более 40 суток. С 1 декабря 2021 г. она же вводится для этой же продукции, со сроком хранения до 40 суток включительно.

Календарь маркировки. Что дальше?

До 28 февраля 2022 г. продлится эксперимент по маркировке отдельных видов никотинсодержащей продукции, по 31 августа 2022 г.:

  • пива, напитков, изготавливаемых на его основе, и отдельных видов слабоалкогольных напитков;
  • антисептиков, т.е. парфюмерно-косметических составов для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием, дезинфицирующих средств

Пока участие в эксперименте добровольное.

Маркировка. Практические моменты

Организационные моменты маркировки мы уже рассмотрели, но и вопросы практической реализации – собственно нанесения, - вызывают не меньше затруднений. Прежде всего – поэлементный состав маркировки. Как правило, в нее включается три компоненты: тестовый, графический объект и инфообозначение. Текст – традиционный метод маркировки, популярный потому, что понятен каждому, владеющему государственным языком, и позволяет, управляя величиной кегля, уместить на этикетке всю информацию, необходимую в силу законодательных требований (не только по поводу маркировки, но и защите прав потребителя, ГОСТам и т.п.). Графическая информация, проще говоря – рисунок, - элемент, который несет не только функцию уведомления о чем-то, но и привлекает внимание. Это может быть рисунок, орнамент, узнаваемый образ – все это, будучи правильно скомпонованным и отрисованным, позволяет управлять вниманием потребителей. Информационное обозначение – самая утилитарная компонента, как правило, шифрованная информация, доступная для восприятия после распознавания (штрихкод, товарный знак, дата-матрикс и т.п.). В идеале эффективная маркировка должна сочетать в себе все три компоненты для максимальной информативности и внешней привлекательности.

Помимо собственно дата-матрикса, на маркировке пищевой продукции должна содержаться и потребительская информация, в частности:

  • наименование, вес, объем, состав (если применимо);
  • пищевая ценность, содержание углеводов и проч.;
  • дата изготовления, сроки годности, рекомендации по хранению;
  • данные производителя, его контакты;
  • рекомендации по приготовлению (если применимо) и т.п.

В зависимости от типа продукции (алкоголь, кофе и т.п.) также следует указывать на противопоказания. Применительно к парфюмерии и косметики указываются также:

  • предназначение;
  • страну производства;
  • объем;
  • срок годности;
  • рекомендации по использованию;
  • меры предосторожности;
  • данные о партии;
  • состав (в т.ч. процент фтора, содержания тона и проч.).

При маркировке одежды указывается состав (для маркировки используются бирки и ярлыки, именуемые составниками), требования к уходу (такие бирки называют уходниками), размеры (такую информацию размещают на размерниках) и т.п

Какие штрафы за отсутствие маркировки

Штраф

В случае если маркировка отсутствует или нарушен порядок ее нанесения, может наступить административная ответственность по статье 15.12 КоАП РФ. Так, производство продукции с нарушением требований по маркировке может повлечь за собой штрафы:

  • 5000 - 10 000 руб. - для должностных лиц;
  • 50 000 - 100 000 руб. – для организаций юрлиц.

Продажа, хранение, перевозка, приобретение в целях сбыта без маркировки, будет «стоить»:

  • 5000 - 10 000 руб. – для должностных лиц;
  • 50 000 - 300 000 руб. – для организаций.

За производство табачных изделий без маркировки (с нарушением порядка) штрафы для первой категории составляют 10 000 - 15 000 руб., для второй - 100 000 - 150 000 руб., за оборот «необандероленной» продукции: 10 000 - 15 000 руб. (для должностных лиц), 200 000 - 300 000 руб. (для юридических лиц). Причем денежные потери – это еще не все. Помимо наложения штрафа последует конфискация предметов правонарушения, за исключением обуви. Она, как товар, включенный в Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных… (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 2014 г. № 180), после изъятия уничтожается.

Не можете до нас дозвониться?

Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты, для связи с Вами, по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта.

Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!