Меню

Работаем с 2006 г.

Упаковка и этикетка – важнейший идентификатор подлинности товара

Потребитель обнаруживает подделку товара, как правило, когда он уже куплен, и целостность упаковки нарушена. Следовательно, важнейшим идентификатором подлинности товара, являются упаковка и этикетка его лицом. При этом многие добросовестные производители стремятся минимизировать издержки на упаковку, вкладывая средства в повышение качества продукта. Фальсификатор, в свою очередь, придерживается противоположной стратегии: чтобы товар был куплен, достаточно изготовить похожую упаковку. Производители контрафакта, рентабельность деятельности которых в некоторых сегментах рынка достигает 700-900%, сегодня уже не скупятся на подражание внешнему виду оригинальной продукции. Поддельная упаковка и этикетка сегодня по качеству исполнения не только не уступает оригиналу, но может даже его превосходить. О проблемах борьбы с контрафактом и о том, как производителю защитить свои экономические интересы и обезопасить потребителя, рассказывает секретарь Межведомственной экспертной комиссии по защите от контрафактной продукции АНО «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты РФ Марина Бубнова.

Упаковка и этикетка – важнейший идентификатор подлинности товара- Маркировка.ru

Интервью

– Марина Сергеевна, для чего нужно применять методы защиты от подделок?

Обязательным условием продвижения товара является уверенность потребителя в подлинности. Это очень важно для покупателя, который хочет пользоваться именно вашим товаром. Если потребитель покупает контрафактный товар, страдает и он, и производитель, так как это представляет угрозу для его имиджа. Если мне, допустим, подруга скажет, что она купила в магазине фальшивый кофе какой-то марки, я этот кофе покупать не буду, опасаясь также приобрести подделку. К сожалению, идентифицировать товар я могу только по упаковке и этикетке, а чтобы попробовать напиток, мне нужно его купить, принести домой, заварить – осуществить комплекс действий. А хватит ли у меня сил и времени, чтобы пойти заменить продукт? Поэтому так важны признаки подлинности. Сегодня многие производители действительно понимают это и применяют защитные технологии, но, к сожалению, часто нескоординировано.

– Какие стратегии применяются фальсификаторами на сегодняшний день?

Фальсификатору не обязательно подделывать этикетку «один в один» – с точки зрения бумаги, специальных красок – просто до степени смешения. Главное, чтобы она была похожа на оригинал. Некоторые фальсификаторы изготовляют очень грамотные подделки. Например, берется другое название, к которому трудно «придраться» юридически. Но когда товар стоит на прилавке, гражданин, желающий купить товар, скорее обратит внимание на созвучие с аутентичным названием, похожее цветовое сочетание и не заметит незначительного отличия.

Подпольное производство часто представляет собой сеть подвалов, работающую на сбыт контрафактного товара с учетом рисков закрытия, исходя из которых устанавливается цена. Раньше говорили: если товар дешевый, плохое качество полиграфии этикетки – это контрафакт. На сегодняшний день эти принципы не работают. Чтобы определить подлинность, мы должны знать, как выглядит оригинальный продукт и как возможно его идентифицировать.

Наиболее распространенные способы фальсификации в этикетке – исправление сроков изготовления и годности в торговых точках. Следующее – это переклейка этикетки. Затем – цифровая этикетка – очень небольшой вклад. И, конечно, аналоговая фальсификация, т. е. подделка самой этикетки.

– Может ли защитить от подделки лицензирование полиграфической продукции?

Действующие нормативно-правовые акты регламентируют выпуск защищенной полиграфической продукции как лицензируемый вид деятельности. Но лицензированные типографии выпускают, как правило, только защищенную от подделки документарную продукцию, а защищенная этикетка и упаковка выпускается и нелицензированными типографиями, что, по сути, противоречит действующему законодательству. Из-за отсутствия лицензии возможно нарушение режима и строгого учета. Я могу привести примеры, когда были случаи хищения с типографии настоящих этикеток, которые впоследствии использовались «пиратами». Речь идет о московском производителе, служба безопасности которого обнаружила, что типография-партнер продавала бракованные и сверхтиражные этикетки на сторону. Прием заказов на упаковку также зачастую не регламентирован. Например, я могу прийти на какую-нибудь типографию и сказать, что мне нужны этикетки и коробки для продукции «Красного Октября». Вряд ли кто-то откажется, если я предложу хорошие деньги.

– Существует ли правовой механизм, который бы обязывал типографию проверить, действительно ли это – для фабрики «Красный октябрь»?

В принципе, этот вопрос косвенно регулируется законодательством, но нормативного акта прямого действия нет, поэтому прием заказов – узкое место. Проблемным вопросом также является применение признаков подлинности, уровень защищенности. На сегодняшний день у нас есть Федеральный закон о техническом регулировании, и в нем прописано: введение в заблуждение, ущерб для имущества или здоровья граждан, фактически все это – про контрафакт. Но закон не предполагает присутствие этого направления в списке подлежащих разработке технических регламентов. Надо либо изменять федеральный закон, либо принимать постановление Правительства для создания этого регламента. Мы разработали систему добровольной сертификации, сертифицируем типографии, существующие технологии на уровень защищенности, даем соответствующие рекомендации их пользователям.

– Как в России ведется борьба с контрафактным производством?

Очевидно, что контрафакт наносит вред и производителю, и потребителю, и государству, однако, решить существующие проблемы непросто. Представьте себе такую вертикаль: сверху у нас – нормотворческие задачи, дальше – правоприменительная практика, когда по факту совершения преступления работают правоохранительные органы. Но базовая часть – управление интеллектуальной собственностью – принадлежит правообладателю. И самое опасное, что на сегодняшний день не работает именно она. Одна из основных проблем – недостаток экспертов: если в центральных регионах страны – достаточно много патентных поверенных специалистов, то в отдаленных регионах в данной сфере работают, возможно, всего один-два человека. Отсюда понятно, что мы не защищены от проблемы контрафакта, в свете чего еще более устрашающе звучит вероятность вступления нашей страны в ВТО. Уровень нашего менеджмента и менеджмента иностранных фирм, которые сюда придут – несоизмерим. У малых и средних предприятий во многих случаях не оформлены права на интеллектуальную собственность. Даже если какая-то разработка фактически принадлежит вам, ничто не мешает мне первой пойти и зарегистрировать ее на себя, а дальше – доказать обратное можно только через суд.

– Как производители обычно борются против подделок?

Сегодня многие применяют защитные этикетки – маркировать изделия таким образом становится модным. Но на простой вопрос: «С чем вы пойдете в суд, как придется доказывать, что это – ваша этикетка, а не этикетка, изготовленная другой типографией?» – у фирмы нет ответа. Но именно на этот вопрос мы должны быть готовы ответить в первую очередь. Можно нанять частное охранное предприятие, чтобы определить, кто подделывает их продукцию. Для этого прочесывают рынок и находят двух продавцов. Но правовой статус работы этого ЧОП в отношении прав интеллектуальной собственности не определен. В случае обнаружения контрафактной продукции они могут либо посмотреть в честные глаза продавцов, либо применить против них несанкционированную физическую силу, либо обратится в правоохранительные органы. Но последний вариант наиболее трудоемкий и долгий, и наименее эффективный, так как ответственность – незначительная. Если последствия и наступают, то, как правило, только для рядовых «пиратов».

– Какой должна быть универсальная защита?

Защита – понятие комплексное. Прежде всего, нужно оформить правоустанавливающие документы, т.е. сделать патенты, промышленные образцы, зарегистрировать методики. Необходим именно комплексный подход: сначала регистрация прав на интеллектуальную собственность, а уже потом – системы идентификации, признаки подлинности, защищенные этикетки.

Универсальная защитная система должна содержать понятные признаки подлинности для открытого обращения в неконтролируемом, контролируемом и экспертном пространстве. Конкретные технологии могут использоваться, но главная составляющая – информационная. Это может быть штрих-код, магнитная полоса, RFID, машиночитаемая краска – т. е. любая информация, которая позволит привязать вас к информационному пространству, к базе данных, когда вы действительно можете проверить информацию через поисковую систему в Интернет, в опубликованном каталоге.

Мы рассматриваем три уровня обращения товаров: неконтролируемое окружение, контролируемое окружение и экспертный уровень. К неконтролируемому окружению относятся потребители, не обладающие специальными знаниями, навыками, приборами для проверки. Контролируемое окружение – это дилеры, оптовые склады, магазины, где работают люди, уже знающие товар, обладающие навыками по его использованию, а также имеющие первичные знания и располагающие приборами контроля. Третий уровень – экспертный: работа идет по факту свершившегося нарушения. Если вы разрабатываете этикетку с использованием признаков подлинности, защитные технологии первого уровня обязательно должны иметь открытый характер. Информация должна быть в рекламе, на этикетке, либо в других доступных для потребителя местах, чтобы он мог проверить то, что вы делаете для его безопасности. Хотя, по нашему мнению, проверка является задачей продавцов, правоохранительных органов и иных контрольных и надзорных органов, а не потребителя. В то же время потребитель должен иметь возможность самостоятельно проверить подлинность продукции.

– В аптеках и магазинах можно встретить огромное разнообразие товаров с защитной этикеткой, и потребителю нелегко разобраться в различных подходах производителей, даже просто заметить знаки подлинности. Как быть в этой ситуации?

Если потребитель не может установить подлинность товара, защитная технология не имеет смысла. Если не работает второй уровень – торговые сети, склады и т.д.– тем более. Торговая сеть продает и оригинальные продукты, и фальсифицированные, а отсутствие информации на первом и втором уровнях обращения не позволяет изъять контрафактный продукт из оборота. Чтобы сделать применение методов защиты более «прозрачным», необходимо использовать унифицированную систему, которая будет известна как торгующим сетям, так и потребителям. Если я как производитель под подписку предупредила торговое учреждение о применяемых мною признаках подлинности, а оно берет на реализацию фальшивый товар, у меня есть моральное и юридическое право осуществить в отношении продавца действия, предусмотренные законодательством. Торговым предприятиям выгоднее работать с «пиратами», так как на их более дешевый продукт можно установить большую наценку. На сегодняшний день для многих наших бизнесменов это основной фактор при принятии решения. Из-за большого разнообразия применения различных технологий защиты для эффективной идентификации товара магазин должен походить на криминологический центр.

Упаковка и этикетка – важнейший идентификатор подлинности товара- Маркировка.ru

– Существуют ли примеры успешного использования систем защиты отечественными компаниями?

Хороший пример использования защитных технологий – наличные деньги. Когда вы берете их в руки, сразу смотрите водяные знаки, цветопеременную краску, микроперфорацию, цветные волокна. Необходимая информация размещена на сайте Центробанка, куда можно зайти, если у вас появились какие-то сомнения. Информацию же о защите этикетки и упаковки вы практически нигде не найдете, что представляет собой серьезную проблему. На этикетку можно нанести 100 признаков подлинности, но если вы не знаете, как их проверить, деньги выброшены на ветер.

Надо сказать, что системы защиты в упаковке пока работают крайне редко. Возьмем ситуацию: бабушка в аптеке обращается ко мне с просьбой проверить подлинность бутылки «Боржоми». Я не знаю, как выглядит подлинная голограмма. На сегодняшний день только у нас в стране – полтора десятка изготовителей голограмм, а на рынке представлена продукция типографий из Китая, Чехии и т. д. Не зная, как выглядит подлинная голограмма, я не смогу с уверенностью судить о подлинности продукта.

– Существуют ли позитивные примеры использования систем защиты иностранными фирмами?

Можно привести пример Hewlett Packard, применяющей несколько признаков подлинности с соответствующей инструкцией. Эффективность этой системы очевидна. Мы проводили экспертизу для HP по контрафактному складу, и эти признаки реально упростили нам задачу. Чтобы удостовериться в подлинности, не нужно проверять картридж, достаточно посмотреть упаковку. Если признаки подлинности на ней отсутствуют, я могу сделать экспертное заключение о том, что товар – контрафактный. Их систему нельзя назвать самой лучшей, но, в любом случае, она эффективна.

– Как должна действовать компания, которая обнаружила подделку своего товара на рынке?

Правообладатель должен обращаться в правоохранительные органы, а в отдельных случаях и в суд. Здесь существует много нюансов: ход дела зависит от вида товара, стоимости, размера ущерба – от этого . Но, к сожалению, вопросы интеллектуальной собственности – новые для нашей страны, и не во всех регионах имеются квалифицированные специалисты. Если компания решит принять меры для защиты своей продукции от контрафакта, то следует обращаться к нам, и мы поможем осуществить необходимый комплекс мер.


Не можете до нас дозвониться?

Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты, для связи с Вами, по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта.

Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!