Чёрно-белые штрихи на упаковке - принятая в мировой практике система маркировки товаров и продукции. В ней закодированы необходимые сведенья о стране - производителе, предприятии изготовителе и самом изделии. Понимать язык штриховых кодов и уметь им пользоваться - это значит освоить ещё одну ступеньку на пути к цивилизованному рынку и взаимовыгодному международному сотрудничеству.
Брошюра предназначена для специалистов и потребителей в таких сферах деятельности, как оптовая и розничная торговля, банковское дело, производство товаров народного потребления и средств производства, технологические процессы, материально-техническое снабжение, транспорт, доставка контейнеров и багажа, гостиничное дело, служба быта, транспорт, доставка контейнеров и багажа, гостиничное дело, служба быта, медицина, почта, книгоиздание, библиотечное дело. Рассчитана также на студентов учащихся техникумов и колледжей, изучающих современную экономику, организацию производства и торговли.
Работникам коммерческих структур, в том числе системы потребительской кооперации, малых предприятий, розничной торговли Украины, как показала практика, необходимо уметь читать штриховые коды товаров и использовать это умение уже на этапе заключения контрактов и договор на поставку (продажу) изделий (товаров).
Это особенно важно в нынешних условиях, когда появляется все большее число конкурентноспособной продукции.
Впрочем, как и подделки тоже. Поэтому специалисты оптовой и розничной торговли, разбираясь в системе штрихового кодирования товаров, имеют возможность выбрать образцы, например, мыла "САМЕY" со штриховым кодом 3||024875||060119|| (Продукция французских фирм, белая, красная или черная упаковка) или одноименный образец с кодом 7||501001||130985|| (производство мексиканских предприятий, упаковка розового цвета). Второй образец, естественно, значительно уступает первому по уровню качественных характеристик. Коммерсант может отдать предпочтение чаю германских предприятий, расфасованному в пакеты из тонкого упаковочного материала (4||123456||789018||), или чаю цейлонскому "DILMAH" (9|| 312631||801552|| - код Австралии), высококачественная двойная упаковка которого сохраняет потребительские свойства товара на высоком уровне.
Можно было бы привести еще множество примеров, когда знание штрихового кодирования товаров может оказать неоценимую услугу.
Для эффективного управления производством, качеством и процессами учета требуется своевременный и точный контроль за продукцией. Действенным средством, позволяющим прослеживать путь изделия от хранения его на складе до реализации, является идентификация.
Идентификация - это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность, т.е. отличающих его от всех других изделий.
В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат.
В настоящее время известны 15 технологий автоматической идентификации:
В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование товаров. Информация о товаре наносится на упаковку в виде четкого рисунка из узких и широких полос. Эти штрихи и пробелы между ними обозначают определенные цифры в кодах ЭВМ. Таким образом, каждый товар получает индивидуальный знак, который легко "прочитывается" электроникой, измеряющей интенсивность отражения света от черных и белых полос.
Если учесть, что в СНГ насчитывается более 200 тыс. предприятий, производящих товары промышленного назначения и товары народного потребления, более тысячи оптовых баз и более 3 тыс. оптовых магазинов, 14 тыс. складов, а общая номенклатура продукции превышает 10 млн. наименований, то нетрудно представить, насколько эффективно применение штрихового кодирования товаров.
Штриховой код состоит из набора символов, которым можно зашифровать различную информацию. Код может состоять из полос, ячеек, концентрических кругов, т.д. Системы штрихового кодирования применяются уже давно, поскольку существенно облегчают ввод информации в базу данных. Такая система почти полностью исключает ошибки по вине персонала. Даже самый высококвалифицированный оператор допускает одну ошибку на 300 печатных символов, и определенно медленнее вводит информацию.
Штриховое кодирование применяется и на производстве (например, при подборе составных частей для регистрации, сортировки, контроля за хранением, поиска и проверки изделий перед отгрузкой), складскими предприятими, магазинам и потребителям. Использование штриховых кодов в системе торговли упрощает труд кассира, приблизительно на 30% сокращает время нахождения одного покупателя у кассы.
Автоматизированный учет проданных товаров может быть проведен в любое время, что позволяет по мере надобности отправлять запросы на склад для допоставки необходимых товаров, а также предоставляет персоналу информацию о наиболее ходовых товарах. Поиск нужного товара на полках складских помещений тоже осуществляется с помощью штрихового кода.
Штриховое кодирование было изобретено молодым инженером Давидом Коллинзом. После окончания в 50-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института, он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой, приносящей мало радости работой - сортировкой вагонов. Их надо было пересчитать, оперативно выяснить номера, справиться по ним в документации, определить, куда каждый должен следовать... Процедура довольно длительная, не гарантирующая безошибочности ее выполнения. Тогда пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы упростить распознавание, инженер-изобретатель предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра.
Испытания подтвердили: сканирующее устройство способно правильно считывать коды даже при скорости движения вагона около 100 км/час. Но Коллинз не успокоился на этом. Достигнутый успех лишь подтолкнул его к дальнейшему совершенствованию системы. В 1968 году он перешел от прожекторов, требовавших изрядного расхода энергии, к жестко сфокусированному лазерному лучу. Размеры сканирующей установки резко сократились. Меньше стала и сама кодовая маркировка.
Это, в свою очередь, натолкнуло Коллинза на мысль, что придуманный штриховой код можно использовать не только на железной дороге. Он вспомнил, как 14-летним мальчиком подрабатывал по выходным на складе одного супермаркета. Сколько времени уходило на поиск нужного товара! Здесь именно и получил новое применение штриховой код в виде кода товара.
Сегодня удается считывать код с помощью светового пятна диаметром всего в четверть миллиметра. Штриховой код позволяет считывать в ПЭВМ информацию о номере товара практически мгновенно и абсолютно точно ( не более одной ошибки на 10 млн. считываний ).
Таким образом, в 60-е годы штриховое кодирование стало впервые применяться в США для идентификации железнодорожных вагонов, а в 1973 году появился "Универсальный товарный код" (UPC - Universal Product Code) для использования промышленности и торговле.
В Западной Европе для идентификации потребительских товаров с 1977 года стала применяться аналогичная система под названием "Европейский артикул" (EAN - European Article Numbering).
Европейская система кодирования является разновидностью UPC. Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы. Единственная разница между ними заключается в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN-13.
Широко известна также западногерманская система кодирования: BAN (Bunaeseinheitliche Artikelnummer).
Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются четыре из них:
В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN.
В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:
Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.
Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.
Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.
Код | Страна | Код | Страна |
---|---|---|---|
00-09 | США,Канада | 690 | КНР |
30-37 | Франция | 70 | Норвегия |
380 | Болгария | 729 | Израиль |
383 | Словения | 73 | Швеция |
385 | Хорватия | 750 | Мексика |
400-440 | Германия | 759 | Венесуэла |
45,49 | Япония | 76 | Швейцария |
460-469 | Россия,СНГ | 770 | Колумбия |
471 | Тайвань | 773 | Уругвай |
474 | Эстония | 775 | Перу |
475 | Латвия | 779 | Аргентина |
477 | Литва | 780 | Чили |
482 | Украина | 786 | Эквадор |
484 | Молдова | 789 | Бразилия |
489 | Гонконг | 80-83 | Италия |
50 | Великобритания | 84 | Испания |
520 | Греция | 850 | Куба |
529 | Кипр | 858 | Словакия |
535 | Мальта | 859 | Чехия |
539 | Ирландия | 860 | Югославия |
54 | Бельгия,Люксембург | 869 | Турция |
560 | Португалия | 87 | Нидерланды |
569 | Исландия | 880 | Южная |
57 | Дания | 885 | Таиланд |
590 | Польша | 888 | Сингапур |
599 | Венгрия | 890 | Индия |
600,601 | ЮАР | 893 | Вьетнам |
611 | Марокко | 90,91 | Австрия |
613 | Алжир | 93 | Австралия |
619 | Тунис | 94 | Новая |
64 | Финляндия | 955 | Малазия |
Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты, для связи с Вами, по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта.
Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!